Блог

Как справиться с кризисом в сфере логистики в условиях экономических санкций со стороны ЕС

Про грузоперевозки
Сфера логистики только начала отходить от кризиса, связанного с Covid-19, как грянул новый — РФ вычеркнули из международной логистики. Из-за введения жестких санкций, российские самолеты, поезда, автомобили больше не могут пересекать границу стран Евросоюза, следовательно, нужно искать другие пути транспортировки сырья и продукции.

В начале сентября этого города логистическая компания «Novelco» организовала форум в ходе которого эксперты обсудили стратегии внешнеэкономической деятельности в сложившихся обстоятельствах.

Директор Novelco Григорьев Г. предложил следующие пути выхода из логистического кризиса:

1. Реэкспорт
Транспортировка сырья и изделий через третьи государства, по мнению Г. Григорьева, может стать отличным вариантом замены привычных маршрутов, не используемых в данное время из-за санкций. Однако, не все так просто. Использовать транспортировку продукции из третьи государств нужно с учетом множества факторов: нюансы таможенного оформления, развитие логистической инфраструктуры страны, возможность регулярных перевозок и многое другое.

Компания «Novelco» уже сделала первые шаги в реализации этой стратегии, открыв в марте 2022 года свой филиал в Турции. Туда доставляется товар с Европы, там проходит таможню, а затем отправляется самолетом, на корабле, в поезде или на автомобиле в Россию.

2. Грамотный подход к финансовым вопросам
По словам Г. Григорьева, чтобы выйти из кризиса, нужно постараться минимизировать финансовые риски. Так как курс валюты сейчас не стабилен, а цены меняются чуть ли не каждый день, то стоит использовать валютный депозит, фиксировать курс в заключаемых договорах, применять предварительное декларирование продукции и т. п.

Директор компании «Novelco» также подчеркнул, что для минимизации расходов и сокращения сроков доставки точных рекомендаций, которые подойдут всем, он дать не может. Но можно попробовать следующее:

1) Заранее бронировать транспорт
Ранние закупки стали популярны еще при ограничениях, связанных с Covid-19. Этот вариант позволяет получить лучшие условия транспортировки груза и уменьшить время ожидания от момента получения продукции от производителя или поставщика до момента его отправки.

2) Консолидация груза
Если вы заказываете несколько мелких партий у разных производителей или поставщиков за рубежом, то выгоднее их собрать на 1 складе и отправить единой партией.

3) Обращать внимание не на тарифы, а на маршрут
Из-за того, что привычные логистические пути стали недоступны, порой появляются весьма странные маршруты, проходящие через пункты с малоразвитой инфраструктурой. Некоторые заказчики закрывают глаза на подобные мелочи, ориентируясь лишь на ценник и в итоге, как минимум, не получают товар в срок. Например, недавно стало появляться предложение транспортировки грузов самолетом через Макао. Мы не рекомендуем использовать этот вариант, даже несмотря на привлекательные тарифы. В этом аэропорту услуги оказывают маленькие неизвестные авиакомпании, поэтому там часто наблюдается несоблюдение расписание вылета самолетов, отмена брони, большие сроки ожидания на отправку товара и т. п.

4) Приобретать товары у нескольких поставщиков, производителей
Если раньше все стремились работать с одним поставщиком и одной логистической компанией, то в нынешних условиях данная стратегия не актуальна. Сегодня невыгодно зависеть от одного производителя.

Железнодорожные перевозки

Доставка ЖД транспортом — наиболее выгодный по соотношению цены и сроков вид перевозки товаров из Китая. В среднем транспортировка груза из КНР в Москву занимает 19−31 день, а стоимость составляет около 9,5 тысяч долларов. Также стоит отметить, что в 2022 году стало гораздо больше предложении ЖД перевозок по прямым путям до Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска и др.

По словам директора группы компаний «Фрейт Вилладж РУ», занимающейся развитием станции «Ворсино», на данный момент они принимают более 200 000 двадцатифутовых контейнеров в год, а к 2023 г. планируют более 350 тысяч. Ермолов Д. рассказал, что изначально компания «Freight Village RU» построила 2500 кв. м. складских площадей. Этого оказалось недостаточно и в июле 2022 года было добавлено 1500 кв. м. Хоть это и несколько улучшило ситуацию, но для текущего объема товаров явно мало. Поэтому в течение последующих лет планируется постройка складов для работы со сборными грузами, общей площадью более 50 000 кв. м.

Авиаперевозки

Производственный директор Novelco В. Власова отметила, что больше всего от санкций пострадали воздушные грузоперевозки. Так как российские самолеты не пускают в аэропорты многих стран, то доставка грузов возможна только стыковочными рейсами.

Но, несмотря на это, В. Власова говорит о стабилизации воздушных рейсов из Китайской Народной Республики и выражает надежду на значительное увеличение провозных мощностей на маршрутах из КНР в Москву.

Автомобильный транспорт

Так как грузовые автомобили с российскими номерами не пускают на территорию стран Евросоюза, товары оттуда забирают польские, казахстанские, литовские перевозчики и поставляют на склады консолидации. Как сообщает Ассоциация Международных Автомобильных перевозчиков, из-за отсутствия конкуренции эти логистические компании подняли цены в несколько раз.

Доставка морем

Сотрудник Novelco А.  Ростовцева сообщила, что чаще всего грузы по морю доставляют в дальневосточные порты РФ и уровень нагрузки на них увеличивается каждый месяц. Согласно ее словам, только во Владивосток за последний квартал прибыло в 1,5 раза больше контейнеров.

На фоне увеличения поставок как значительно снизилось стоимость контейнерных грузоперевозок по сравнению с прошлым годом. Есть ли в 2021 году стоимость доставки 20-футового контейнера из Китая в РФ находилось в районе 5500 долларов, то сегодня она упала до 4000 долларов.

Однако, А. Ростовцева считает, что ситуация может измениться, так как может возникнуть дефицит контейнеров.

В целом, участники форума пришли к заключению, что сферу международных грузоперевозок ждут дальнейшие изменения. Постепенно будет расширяться география поставщиков и производителей, будут появляться новые варианты маршрутов, будут совершенствоваться способы мультимодальной доставки, вводится расчеты в национальной валюте.