Блог
Про грузоперевозки

Как себя сейчас чувствуют перевозчики

В последние годы сфере логистики сильно досталось. Сначала перевозчикам приходилось крутиться в условиях ограничений, связанных с Covid-19, потом искать пути обходные пути и новые способы заработка из-за наложенных на Россию санкций. Многие маршруты грузоперевозок пришлось существенно скорректировать, а по некоторым и вовсе прекратить работу. Особенно сложно пришлось логистическим компаниям, которые занимались транспортировкой грузов в Европу и обратно. Им пришлось переквалифицироваться на внутренний рынок, что тоже не прошло для всей логистической сферы бесследно — весной значительно упали цены на перевозку товаров по РФ. Летом расценки немного подросли, но и это не стало спасением. Многие логистические компании предпочли не использовать большую часть своего автопарка, так как она состоит из автомобилей зарубежного производства, ремонт и обслуживание которых в текущих условиях обходятся слишком дорого.

В сентябре этого года популярное издание «Эксперт-Урал» провело собрание ведущих представителей логистической сферы, чтобы узнать, как чувствуют себя российские перевозчики на данный момент.

Представитель Уральского таможенного управления сообщил, что за период с января по июнь включительно 2022 года по сравнению с тем же отрезком 2021 года внешний товарооборот увеличился на 4% и превысил 9 миллиардов долларов. В настоящий момент основная часть товарообмена в Уральском федеральном округе приходится на следующие государства:

  1. Китай (22%).
  2. Турция (10%).
  3. Узбекистан (8,3%).

Среди стран Евразийского экономического союза процент товарообмена распределился следующим образом:

  1. Казахстан (73%).
  2. Беларусь (20%).
  3. Киргизия (6%).

Среди других государств наблюдается увеличение потока экспортируемых товаров в Польшу, Францию и Италию. По импорту лидирует Германия и США.

Турция

Руководитель филиала Уральского федерального округа АСМАП А. М. Салаутин отметил, что логистические компании Урала пока еще не могут прийти в себя полностью. Им приходится перестраиваться, решать много проблем и задач, связанных с транспортировкой, искать новые решения. Раньше они спокойно доставляли товары более чем в 40 стран мира (государства в составе ЕС, Азии, Китай и др.), сегодня — всего в 11. Причем только с двумя из них не возникает проблем (с Монголией и Белоруссией).

Турция на сегодня — одно из приоритетных и самых перспективных направлений. За последний год объем товарооборота по этому маршруту вырос в 6 раз. Однако, тут тоже есть серьезные проблемы. Дело в том, что из-за неразвитой инфраструктуры срок и стоимость увеличиваются.

Сегодня для грузоперевозок чаще всего используются следующие варианты маршрутов:

  1. Автоперевозки через Азербайджан. Особых затруднений при выборе этого маршрута не возникает, однако он весьма длинный.
  2. Морской путь. Путь через порты Темрюк и Кавказ. Сейчас перевозки там обеспечивают паромы на 75 автомобилей. Но нагрузка на них достаточно велика. Несколько месяцев назад всплывали сведения, что планируют открыть большую паромную линию, но пока ничего не ясно.
  3. Автоперевозки через Грузию. С этим маршрутом не все гладко. На грузинской границе часто задерживаю автомобили из РФ без объяснения причин, искусственно создают заторы и т. п.

Китай

На некоторых пунктах по-прежнему сохраняются коронавирусные ограничения, введенные в 2020 году и приходится проводить переприцепку прицепов. Однако тут тоже не все гладко. Очередь на въезд в Китай и передачу груза порой растягивается на месяц. На российской стороне также процветает коррупция, быстрая перецепка прицепов порой обходится в сумму от 120 000 рублей.

Если верить данным РЖД, то товарооборот между Российской Федерацией и КНР продолжает неуклонно уменьшаться.

Как сообщает управление Дальневосточной ЖД, самый высокий показатель грузооборота был в 2019 г. (почти 13 млн тонн). В 2020 г. этот показатель упал на 5,5%, в 2021 г. — еще на 8,3%. За первое полугодие 2022 г. грузооборот достиг отметки почти в 6 миллионов тонн, однако уже видно, что этот показатель практически на 1% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.

Однако данная тенденция наблюдается не везде, на отдельных погранпунктах товарооборот наоборот растет. Например, на станции «Камышовая-Хуньчунь» грузооборот за 1-ое полугодие 2022 года практически на 10% выше, чем в 2021 г. и составляет почти 2 млн. тонн.

Цифровизация

Директор отдела продаж «Омникомм-Урал» рассказал, что сегодня повысить эффективность работы транспортных компаний помогает цифровизация. Установка системы «DSM-ADAS» позволяет в режиме реального времени контролировать состояние водителя и не допустить аварии. Если вдруг у автомобиля изменится положение на шоссе, сильно увеличится скорость или возникнет угроза ДТП, то система предупредит об этом. Все нарушения, допущенные шофером, отображаются в системе или приходят в виде писем с прикрепленным видео к вам на почту.

Конечно, в случае с DSM-ADAS цифровизация — это удобство и безопасность, но вот с чипами для карт водителей совсем другая история. Их попросту не хватает на всех. И если в РФ этот вопрос смогли решить, в государствах Евразийского экономического союза вынесли на обсуждение, то что делать с другими странами, пока непонятно.

Крупные перевозчики о работе в условиях санкций


Гендиректор ООО «Автоколонна 1212» считает, что ситуация сложилась сложная, но причин для паники нет. И. Шведова отметила, что ранее одна из основных проблем крылась в отсутствии запчастей и сервисном ремонте автопарка. Решить ее практически удалось. Запчасти для машин конечно стали дороже, доставляют их дольше, но приобрести все-таки можно.

Некоторое компании покинули рынок РФ и не производят больше ремонт своих грузовиков (например, Мерседес или Вольво). Но переживать по этому поводу не стоит, есть другие организации, можно наладить сотрудничество с ними.

И. Шведова выделяет 2 проблемы, требующие срочного решения:

  1. Невозможность получить новое работающее бортовое оборудование «Платон». Из-за его неисправности или отсутствия регулярно начисляют штрафы по 5000 рублей.
  2. Отсутствие тахографов, без которых нельзя пересечь границу.

Также Шведова отметила, что есть еще давнишняя проблема — отсутствие квалифицированных водителей.

Гендиректор «Стратег» заявил, что рассчитывал на более пессимистичные последствия санкций, особенно для РЖД. Но на сегодняшний день он видит, что страшного ничего нет. Объем погрузки продукции за 8 месяцев этого года стал меньше только на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Небольшое падение Тушин Н. связывает c сокращением ввоза груза в страны Евросоюза. Также он отмечает, что наблюдается стойкое снижение темпа падения погрузки и выражает надежду на ее полное быстрое восстановление.

Проблемами, требующими срочного решения, гендиректор «Стратег» считает:

  1. Ограничения инфраструктуры.
  2. Трудности оплаты за экспорт.

Среди положительных моментов выделяет внедрение новых технологий, открытие дополнительных погранпунктов.