По словам директора Центра Россия-ОЭСР РАНХиГС А. Левашенко китайский рынок стал приоритетным для российских бизнесменов с февраля этого года из-за введения санкций. Она подчеркивает, что в 2023 году планируется увеличить экспорт сельхозпродукции, энергоносителей. По прогнозам А. Левашенко на китайском рынке могут стать востребованы товары в узких нишах (например, платки из лебяжьего пуха ручной работы, изделия из шерсти овец, вязаное кружево и т. п.). Также, по ее мнению, стоит «поискать счастья» в Китае российским компаниям, работающим в сфере разработки компьютерных игр и роботехнологий.
Руководитель совета наблюдателей ГК «Море Байкал» считает, что в 2023 году Китаю и России нужно решать вопросы, связанные с созданием товарных коридоров и таможенным регулированием.
Чего ждать от сотрудничества с КНР в оставшиеся месяцы этого года?
- Импорт продукции из Китайской Народной Республики в преддверии новогодних праздников продолжает расти, следовательно, в портах и на пропускных пунктах очереди будут и дальше увеличиваться. Поставки будут задерживаться, может возникнуть нехватка некоторой продукции, что приведет к повышению цен на различные товары в среднем на 6%.
- Вырастет товарооборот. По прогнозам Центра политического анализа, обмен товарами между Китаем и Россией в последние месяцы этого года увеличится в среднем на 50 миллиардов долларов.
- Окончательная переквалификация бизнеса с западных рынков на китайский. Практически все российские бизнесмены уже вовсю осваивают азиатские рынки. На конец 2022 года ожидается завершение этого процесса.
- Останется нехватка контейнеров для транспортировки товаров по морю. Сегодня контейнеров для морских перевозок на всех не хватает, спрос сильно превышает предложение, и концу 2022 года эта проблема вряд ли разрешится.
На данный момент наблюдаются некоторые сложности с доставкой на автомобиле и по морю. Например, порты Владивостока не справляются с нагрузкой и в результате этого образуются большие очереди на разгрузку контейнеров. Некоторые суда находятся в пути полтора-два месяца, и так и не дождавшись разгрузки возвращаются вместе с грузом назад. То же самое творится и на автомобильных пропускных пунктах. Очередь на пограничных пунктах между Россией и Китаем составляет около 500 машин. Не обошли сложности и Транссибирскую ЖД магистраль. Время затрачиваемое на перевозку увеличилась практически на 30%. Значительно повысился общий объём перевозимых товаров и из-за этого образовалась скопление продукции на Московских складах.
Волноваться не следует, работы по созданию транспортных коридоров продолжаются. Например, 16 ноября 2022 года РФПИ сделал объявление о введение в эксплуатацию нового железнодорожного моста через реку Амур. Мост соединяет между собой село Нижнеленинское (Ленинский район Еврейской автономной области РФ) и город Тунцзян (провинция Хэйлунцзян, КНР). Благодаря его постройке появился новый транспортный коридор между Китаем и Россией, который позволит снизить нагрузку на другие ЖД направления и сократить расстояние доставки товаров в северные провинции КНР на 700 км. Протяженность нового моста составляет 2200 м, а пропускная способность — 20 млн тонн в год.
Что ждать российскому бизнесмену?
Российским бизнесменом стоит взять на вооружение прошлый опыт, когда в 2020 и 2021 годах были проблемы с доставкой товаров из-за пандемии.В 2023 году стоит ожидать улучшения работы морских и железнодорожных пропускных терминалов, постройки нового порта во Владивостоке и трассы от него к порту «Восточный», протяженностью 146 километров.
Заявлено что в 2023 году откроется новый пропускной пункт «Каникурган», а также будет модернизирован Транссиб.
Всё это говорит о далеко идущих планах улучшить логистику страны, сократить сроки поставки и повысить оперативность работы таможенных терминалов.