Блог
Про грузоперевозки

Прогнозы в логистике и товарообращении на 2022-2023 г.

Ни для кого не секрет, что после событий 24.02 доставка продукции из-за рубежа в РФ значительно уменьшилась. Специалисты из Высшей школы экономики на 2022 г. прогнозируют спад ввоза товаров в Российскую Федерацию практически на четверть (24−25%) до 200 миллиардов долларов.

Чего ждать от доставки из других государств

Большинство экспертов считают, что раз множество европейских и американских компаний покинули рынок РФ, то это станет толчком к увеличению поставок из Китая, Турции и Индии, а также увеличению параллельного импорта.

По словам Р. Судоргина (Main Transport) импорт из настроенных недружелюбно государств переживает не лучшие времена. Провоз товаров по их территории невозможен, а это значит, что продукцию приходится доставлять через дружественные страны. Но добавление в маршрут дополнительных пунктов негативно сказывается на конечной стоимости продукции — она дорожает для потребителя.

На самом деле реальных данных немного. Федеральная таможенная служба прекратила публикацию своих отчетов. Ее руководитель В. Булавина объяснила это не желанием появления неверных прогнозов.

А. Клещев, коммерческий директор «Да-Транс» заявил, что большая часть организаций уже ищут новых поставщиков, окончательно разочаровавшись в работе со старыми. Доставка товаров стала занимать слишком много времени, маршрут увеличился, следовательно, выросли и цены на продукцию.

На некоторые изделия из-за их нынешней стоимости спрос значительно упал. Поэтому большинство наших клиентов переключилось на поставки из Китая, что дало им возможность спасти свой бизнес.

Параллельный импорт

Параллельный импорт пока под вопросом. Большие поставки таким способом пока невозможны, а организации которые рискуют и перепродают продукцию в РФ могут попасть под штрафные санкции от представителей торговой марки.
Директор известного интернет-магазина «Holodilnik.ru» рассказал, что количество ввозимой при помощи параллельного импорта техники, не может перекрыть спрос. Но это не беда, на смену европейским брендам приходят азиатские. Например, в июле самым продаваемым смартфоном стал китайский Realme. По продажам он обогнал даже Самсунг и Айфон.

А. Клещев (коммерч. директор «Да-Транс») считает, что в дальнейшем массовый рынок будет нацелен на поиск замещения европейской продукции на аналогичную из Турции, Китая и Индии. «Серый» импорт отойдет на 2 план, т. к. крупные организации не станут рисковать, поставляя брендовую продукцию в РФ, а перевозки небольших партий будут нерегулярными и дорогостоящими.

В первые месяцы после ухода крупных компаний с российского рынка многие рассчитывали на увеличение оборотов торговли с Китаем. Однако, тут все тоже не совсем гладко. Россия для КНР не слишком значима, поэтому обороты увеличиваются очень медленно, плюс возникают проблемы с контейнерами (их недостаточно).

Немного о валюте и расчетах

Кроме этого, по некоторым прогнозам РФ может остаться без валюты. Если недружелюбно настроенные к России государства прекратят покупать у нас полезные ресурсы (нефть и газ), то поступления валюты прекратятся. Это значит что РФ не сможем приобретать некоторые виды продукции и сырья. Конечно, продлится это ровно до того момента, пока мы не перейдём на расчет в рублях.

Но и тут есть свои нюансы. Валютный курс должен быть стабильным, в ином варианте будут возникать сложности с установкой цен. К примеру, компания из Белоруссии до февраля покупала у нас столы за 8000 руб., реализовывала — за 12 000 рублей. На данный момент закупочная стоимость составляет 11 000 руб., а цена реализации — 14 000 руб.

Немного об импортозамещении

Эксперты считают, что импортозамещение будет увеличиваться в тех сферах, которые можно быстро заменить. Например, обувь, удобрения, текстильные изделия.
Конечно, наладить выпуск микрочипов и другой электроники быстро не выйдет, но зато можно запустить производство следующей продукции:

  • Упаковочные материалы;
  • Биологически активные добавки;
  • Бумажные изделия;
  • Спортивный инвентарь;
  • РТИ и др.

Эксперты о логистике и онлайн-продажах

По мнению коммерч. директора «Да-Транс» А. Клещева доля продаж через интернет будет продолжать увеличиваться, но ассортимент продукции значительно снизится. Кроме этого цены на товары в онлайн магазинах будут продолжать расти из-за увеличения стоимости доставки. Увеличение расценок в логистике связано с тем, что практически все запчасти для грузовых машин делаются за границей.

Р. Судоргин (Main Transport) прогнозирует падение автогрузоперевозок из-за введенных против России санкций более чем на 20%, а также рост стоимости логистических услуг минимум на 15%. Также по его словам вырастет спрос на услуги классических логистических служб, но количество компаний обеспечивающих доставку товаров за 60 мин и т. п. значительно снизится.

Э. Миронов (FM Logistic РФ) выдвинул следующие прогнозы:

  1. Доставка товаров из маркетплейсов станет быстрее за счет увеличения количества магазинов-складов и центров сортировки.
  2. Производители будут стремиться к развитию собственных рынков сбыта, открытию интернет-магазинов на маркетплейсах.
  3. Вырастет количество регулярных приобретений «по подписке», что позволит спланировать маршруты поставок и задействовать службу доставки маркетплейсов.
  4. Могут появиться новые сервисы доставки, которые будут одинаково удобны и покупателю, и продавцу.

На данный момент можно экспортировать продукцию в государства входящие в состав ЕАЭС. На ввозимую в эти страны продукцию нет установленных пошлин, а регламент оформления соответствует принятому в РФ.

В 2022—2023 годах будет расти спрос на логистические услуги по направлениям Индия, Турция и страны Азии.